Пробую размышлять над этим вопросом и сделать какие-нибудь выводы. Два года назад у меня была поездка в Шымкент и со мной в купе ехали два попутчика-пожилой человек 84 лет и его сын 53 лет. По национальности мои соседи были казахи. Как обычно бывает в дороге, разговорившись о том о сем, мы перешли к религиозной теме, и я спросил «младшего» (назовем его Ербол): - «Скажите, как Вы думаете, почему очень много людей из вашего народа присутствует в различных сектах, именующихся христианскими церквями, а в Православную Церковь не приходят? Ведь эти общины появились здесь совсем недавно, а мы живем вместе уже не одну сотню лет. Мне известно, к примеру, о существовании казахских общин у свидетелей организации «Сторожевая Башня», у баптистов, у харизматов, в которых собрания происходят на казахском языке.
Мой собеседник сказал: - «Вы только не обижайтесь. То, что я буду говорить сейчас, не отражает моего личного мнения, но я знаю, что так считают многие. Понимаете, о русских сложилось мнение, мол они принесли атеизм, запрещали молиться, научили пить, курить…сталинские репрессии, советский режим».
Я возразил: - «Но при чем здесь Православная Церковь? Ведь она сама пострадала от богоборцев и советского режима».
- «Я это сам знаю и понимаю, но для кого-то все сливается в одно: религия-национальность-политика, и поэтому, видимо, происходит неприятие вашей духовной культуры. Но от себя хочу сказать, Вы только не обижайтесь! Ладно?»
«Жаксы, дорогой!» - ответил я.
«Видите ли, - продолжил он, у нас в исламе отношение к женщине…как она должна одеваться, вести себя в обществе, в семье не такое, как у вас, христиан. И вот, честно говоря, идешь по улице и смотришь на ваших девушек, женщин с крестиками и думаешь, где же христиане-то? Бог разрешает женщине так оголяться вне своего дома, перед глазами других мужчин?»
Возникла пауза, я пытался найти какие-то оправдательные аргументы в пользу наших женщин, но кроме звуков "гм" и "н-да" ничего не отыскал. Ербол, видя мое замешательство, поспешил извиниться, но я уверил его, что моя температура в норме и я готов слушать далее.
- «Просто этим я хотел сказать, что, наблюдая за вашими женщинами (поймите, я имею в виду тех, кто носит крестики) на улице, повода для серьезного отношения к вашей вере у меня не возникает. Если женщина принимает ислам, то ее потом и видно, как верующую. А у вас? Если женщина принимает…? Извините,как правильно будет сказать? Ну вобщем принимает христианскую веру, одевает крест, то почему ее потом не видно, как христианку? Они потом ходят раздетые, полуголые с крестами, курят. У нас, если женщина в хиджабе, вы не увидите ее курящей».
Я возразил, сказав, что христианки не оголяются и не курят (хотя бы при людях?), но это люди, далекие от Церкви. Возникла пауза.
«А почему, собственно, Вы говорите только о женщинах?» - спросил я.
- «Потому что, если женщина перестанет быть женщиной – в духовном плане в первую очередь, потом и в социальном, семейном планах-все начнет разваливаться, - семья, государство, ислам, христианство. Не спроста ведь в русском языке сквернословие называется еще и словом «материться»! В этом слове корень матер-матерь-мать, следовательно, когда кто-то ругается скверными словами, то косвенно или прямо эта злоба в словах направляется на женский род, на мать, на тех, от кого мы рождаемся и приходим в этот мир, кем вскармливаемся и получаем ласку и родительское тепло. Думаю, что источник этой злобы, иблис, всю свою дьявольскую энергию направляет именно на женский род. Поэтому, надо беречь, охранять женщину.»
Ербол, видимо, понял, что привел меня в некоторое замешательство и поспешил перейти к другим темам, предложив попить чаю. Вот такой состоялся у нас диалог в пути.
Решил я, так сказать, закинуть удочку, но клюнула такая рыба, что вытянуть ее мне оказалось не по силам. Что скажете, сестры и братья? Не напоминает ли это ситуацию 2000-летней давности, когда апостол Павел говорил к избранному народу: «Из-за вас хулится имя Божие у язычников». Что мы видим? Изменение духа, ментальности христианства? Святые на иконах волей-неволей становятся для нас только исполнителями прошений? Образу жизни, вере их ведь мы должны подражать, если любим! А Пресвятая Дева Мария, посмотрите, как она одета? Не хочу говорить слово хиджаб, но мусульманские женщины более похожи на нее, чем наши. Вот, из всех преосвященных, только владыка Викентий, митрополит Среднеазиатский, призвал христианок к ношению приличной одежды и покрытию главы не только в храме, но и вне его.
Одежда отчасти выражает устроение души человека, поэтому разговоры о том, что главное должно быть внутри, в сердце, а внешнее не обязательно – являются пустыми. Церковь-это элита человечества. Если мы сдадим позиции в угоду плотским желаниям, перестанем быть солью, то на чем будут строить дом наши дети? На западных социальных технологиях? Призываю всех женщин, принявших святое Крещение во имя святой Троицы и носящих на себе знамение победы Господа Иисуса над смертью выражать свою веру так, чтобы не вводить в соблазн других людей, но чтобы прославлялся Господь, а не уничижался.
иерей Александр (Василенко)