История принятия христианства в Центральной Азии
История принятия христианства в Казахстане
История христианства на территории современного Казахстана уходит своими корнями в далекое прошлое, о чем говорят археологические данные и исторические свидетельства. Развивая данную тему, мы можем предоставить ряд исторических доказательств, связанныс христианским прошлым населения Казахстана. Его христианское прошлое, прежде всего, связано с политической и культурной историей народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. Здесь важную роль играл Великий шелковый путь, северное направление которого переместилось в VI-VII вв. на территорию Южного Казахстана и Семиречья, где находились центры Западно-Тюркской империи и где происходило бурное формирование и развитие городов Отрар, Тараз, Навакент, Испиджап и др.
Наиболее ранним считаются сообщения о христианах Мерва. По свидетельству Бируни, христиане появились в Мерве уже через 200 лет после рождения Христа. А к 334 г. относится первое упоминание о Мервском епископии, которая позднее была преобразована в митрополию. Здесь имелся мужской монастырь и мастерские по изготовлению богослужебной утвари. Предполагается, что небольшой монастырь, раскопанный там же, построен в IV веке, принадлежал мелькитам (т. е. православным), покинувшим его в середине VI века возможно под напором несториан. Именно отсюда, т. е. из Мерва, в VII-VIII вв несторианство распространяется по городам Южного Казахстана и Семиречья.
Древнейшие следы христианства в Семиречье предшествуют первому упоминанию о прибытии в этот район миссионеров несторианской церкви. Оформление же церковной организации Семиречья завершилось на рубеже VIII и IX вв. К этому времени относится также упоминание в одном из посланий несторианского патриарха Тимофея I об обращении в христианство тюркских народов, вероятнее всего карлуков. Это подтверждается и тем, что на рубеже IX—Х вв. упоминается особая карлукская митрополия, о чем свидетельствует сводный список несторианских митрополий, составленный в середине XIV в. Амром Бен Матом . Карлуков, очевидно, посетил на своем пути на Восток один из самых прославленных несторианких миссионеров рубежа VIII и IX вв. – Шубхалишо, проповедовавший во всех районах Центральной Азии – от Прикаспия до границ Китая . Ему приписывается обращение в христианство не только язычников, но и манихеев, маркионитов.
К числу памятников христианского искусства Семиречья В.П.Даркевич и Б.И.Маршак относят два серебряных блюда, найденных в Прикамье: из с. Григоровское – с изображениями евангельских сцен, и из аниковского клада – со сценами из книги Иисуса Навина . Оба блюда датируются IX-X вв. Их прототипами были, видимо, более ранние произведения, созданные в христианской среде Месопотамии или Ирана.
Город Навакент был одной из столиц Тюркского каганата. Навакентская митрополия окормляла общины Семиречья. В XI веке влияние Навакенской митрополии распространилось уже на громадную территорию, позже вобравшую в себя земли Казахстана, Восточный Туркестан и отдельные районы Сибири; митрополит носил титул «Навакенской и Кашгарский». Кроме того, в некоторых городах имелись хорепископы (викарии), о чем свидетельствуют обнаруженные на кайраках надписи .
О многочисленных церквах у бактрийцев, гуннов, персов и индиццев упоминает в середине VI в. Козьма Индикоплов . Когда в 591 г. был разбит отложивший от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен были взяты воевавшие на его стороне тюрки – войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них имели на лбу знак креста – по их словам, такой знак они рисовали на лбах своих новорожденных . Честь обращения в христианство каких-то тюркских племен, а также тюркского кагана со всем его войском приписывается митрополиту Мерва Илии (середина VII в.) . В 1009 году принимает христианство самый культурный и сильный из степных монгольских народов – кераиты. По преданию кераискому хану, заблудившемуся в пустыне явился святой мученик Сергий и указал ему путь, что и явилось причиною его крещения по имени Маргуз (Марк). Он привел к вере весь свой четырехсоттысячный народ . А в XII в. принимают крещения найманы, а также тюркские народы – онгуты, гузы, чигили .
Среднеазиатские христиане продолжали совершать погребения в оссуариях, украшенных вместо прежних языческих изображений и символов изображениями крестов . Такие оссуарии найдены в Согде, на Афрасиабе и в Хорезме, на некрополе древнего Миздакхана
Погребение костей в сосудах, на ряду с обычными захоронениями по христианскому обряду, практиковались также христианами Семиречья.
Христианская церковь VIII в. и некрополь с погребениями VI-VII вв. были обследованы на городище Ак-Бешим . Большая часть погребений в этом городе совершена по христианскому обряду. В этом же городище найдено погребение VII-VIII вв. предварительно очищенных костей в хуме с процарапанным на нем несторианским крестом. Христианские погребения более позднего времени известны по результатам обследования некрополя древнего Тараза – захоронения в хумах и в маленьких склепах из обожженного кирпича . Они датируются IX-X вв.. При раскопках древних городищ: Тараза и Сарыга (Краснореченское городище), в слоях VII-VIII вв. были найдены обломки сосудов с надписями христианского содержания на сирийском и согдийском языках . Также при раскопках города Тараза в слое VI—VIII вв. найдена керамическая кружка с сирийской надписью «Петр и Гавриил». А.Я. Борисов считал принадлежавшей христианам-яковитам, основываясь на манере письма, характерной для западной, яковитской школы. Это говорит нам в подтверждение, что на территории современного г. Тараза и г. Мерке действовали христианские церкви.
О христианах Илийской долины, которые имели свою церковь в Каялыке и свое селение, сообщает Вильгельм Рубрук посол Людовика IX, который посетил ту местность в 1253 г.
При раскопках некрополей городов Джамуката и Невакета были обнаружены захоронения христиан с серебряными и бронзовыми крестами. Известна и случайная находка нефритового креста на городище Красная речка. В музее г. Шымкента хранится каменная ступка, найденная на городище Торткольтобе. На ней изображены символы христианства — крест и голубь.
К выдающимся произведениям религиозного искусства и религиозной символики среднеазиатских христиан, тюрков по национальности, за период появления христианства в этих краях до конца XIV в., относятся кайраки — надгробные камни с несторианскими надписями и символикой. О существовании христианских общин в Семиречье свидетельствуют не только надмогильные сирийские надписи, но и согдийские надписи на керамике, на венчиках больших хумов для вина. На одном из них было написано: «Этот хум (предназначен) для учителя Яарук-Тегина. Мастер Пастун. Пусть будет он (хум) наполненным, аминь, аминь!». Слово «учитель» в этой надписи аналогично терминам тюро-согдийских эпитафий — «учитель наставник».
Заключительное «аминь» не оставляет сомнений, что Яарук-Тегин был руководителем христианской общины .
Таким образом, археологические и эпиграфические находки вкупе с данными средневековых источников показывают пути распространения христианства.
Теперь перейдем ко второй странице истории христианской миссии в Казахстане, которая открывает более близкое нам время – XIX в. Еще известный алтайский миссионер, архимандрит Макарий (Глухарев), начал интересоваться казахами во время своих кочевий. Есть данные, что уже в 20-х годах XIX в. в Святейшем Синоде ставился вопрос о создании Киргизкой миссии (казахов называли киргизами), время считалось благоприятным, целые аулы желали принять православную веру. В 1880 г. руководитель Алтайской миссии архимандрит Владимир (Петров) объехал район Семипалатинска и доложил Священному Синоду о необходимости миссионерства среди казахов. Он возглавлял Миссию с 1865 по 1880 год в сане архимандрита. В 1882 г. Синод позволил открыть Киргизскую (т. е. казахскую) миссию, как часть Алтайской, миссионером был назначен священник Филарет Синьковский. Он был начальником Миссии с 1865 по 1880 год в сане архимандрита, с 1880 по 1883 год в сане епископа Бийского . С 1895 г. Киргизская миссия стала самостоятельной, подчинившись Омскому епископу. В 1898 г. миссия имела центр в г. Семипалатинске и несколько миссионерских станов в округе. Деятельность священников-миссионеров состояла, прежде всего, в непрестанных миссионерских путешествиях по аулам с проповедью Евангелия на казахском языке, строительстве храмов, устроение миссионерских школ для детей новокрещенных, преподавания в которых велось на казахском и русском языках. Устраивались диспуты с мусульманскими проповедниками. В храмах миссии службы шли на казахском языке, на клиросах обычно пели по-казахски дети новокрещенных. Уже имелись переводы Нового Завета, жития святых, различных богослужебных песнопений. Перенимался опыт Алтайской миссии по созданию мужских и женских монастырей, которые принимали новокрещенных послушников и приучали их к христианской вере. Деятельность миссии прекратилась после революции 1917 г. в России. Но, к сожалению, сейчас нигде в официальных источниках нет и намека о православных христианах-казахах конца XIX – начала XX вв.
Из вышесказанного мы видим, что история ясно говорит нам о христианском прошлом казахского народа, что подверждается историческими фактами. Это также является прямым доказательством того, что христианство на протижении истории не было чуждым духу казахской нации и народов, живших на ее територии.
Древнейшие следы христианства в Семиречье предшествуют первому упоминанию о прибытии в этот район миссионеров несторианской церкви. Оформление же церковной организации Семиречья завершилось на рубеже VIII и IX вв. К этому времени относится также упоминание в одном из посланий несторианского патриарха Тимофея I об обращении в христианство тюркских народов, вероятнее всего карлуков. Это подтверждается и тем, что на рубеже IX—Х вв. упоминается особая карлукская митрополия, о чем свидетельствует сводный список несторианских митрополий, составленный в середине XIV в. Амром Бен Матом . Карлуков, очевидно, посетил на своем пути на Восток один из самых прославленных несторианких миссионеров рубежа VIII и IX вв. – Шубхалишо, проповедовавший во всех районах Центральной Азии – от Прикаспия до границ Китая . Ему приписывается обращение в христианство не только язычников, но и манихеев, маркионитов.
К числу памятников христианского искусства Семиречья В.П.Даркевич и Б.И.Маршак относят два серебряных блюда, найденных в Прикамье: из с. Григоровское – с изображениями евангельских сцен, и из аниковского клада – со сценами из книги Иисуса Навина . Оба блюда датируются IX-X вв. Их прототипами были, видимо, более ранние произведения, созданные в христианской среде Месопотамии или Ирана.
Город Навакент был одной из столиц Тюркского каганата. Навакентская митрополия окормляла общины Семиречья. В XI веке влияние Навакенской митрополии распространилось уже на громадную территорию, позже вобравшую в себя земли Казахстана, Восточный Туркестан и отдельные районы Сибири; митрополит носил титул «Навакенской и Кашгарский». Кроме того, в некоторых городах имелись хорепископы (викарии), о чем свидетельствуют обнаруженные на кайраках надписи .
О многочисленных церквах у бактрийцев, гуннов, персов и индиццев упоминает в середине VI в. Козьма Индикоплов . Когда в 591 г. был разбит отложивший от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен были взяты воевавшие на его стороне тюрки – войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них имели на лбу знак креста – по их словам, такой знак они рисовали на лбах своих новорожденных . Честь обращения в христианство каких-то тюркских племен, а также тюркского кагана со всем его войском приписывается митрополиту Мерва Илии (середина VII в.) . В 1009 году принимает христианство самый культурный и сильный из степных монгольских народов – кераиты. По преданию кераискому хану, заблудившемуся в пустыне явился святой мученик Сергий и указал ему путь, что и явилось причиною его крещения по имени Маргуз (Марк). Он привел к вере весь свой четырехсоттысячный народ . А в XII в. принимают крещения найманы, а также тюркские народы – онгуты, гузы, чигили .
Среднеазиатские христиане продолжали совершать погребения в оссуариях, украшенных вместо прежних языческих изображений и символов изображениями крестов . Такие оссуарии найдены в Согде, на Афрасиабе и в Хорезме, на некрополе древнего Миздакхана
Погребение костей в сосудах, на ряду с обычными захоронениями по христианскому обряду, практиковались также христианами Семиречья.
Христианская церковь VIII в. и некрополь с погребениями VI-VII вв. были обследованы на городище Ак-Бешим . Большая часть погребений в этом городе совершена по христианскому обряду. В этом же городище найдено погребение VII-VIII вв. предварительно очищенных костей в хуме с процарапанным на нем несторианским крестом. Христианские погребения более позднего времени известны по результатам обследования некрополя древнего Тараза – захоронения в хумах и в маленьких склепах из обожженного кирпича . Они датируются IX-X вв.. При раскопках древних городищ: Тараза и Сарыга (Краснореченское городище), в слоях VII-VIII вв. были найдены обломки сосудов с надписями христианского содержания на сирийском и согдийском языках . Также при раскопках города Тараза в слое VI—VIII вв. найдена керамическая кружка с сирийской надписью «Петр и Гавриил». А.Я. Борисов считал принадлежавшей христианам-яковитам, основываясь на манере письма, характерной для западной, яковитской школы. Это говорит нам в подтверждение, что на территории современного г. Тараза и г. Мерке действовали христианские церкви.
О христианах Илийской долины, которые имели свою церковь в Каялыке и свое селение, сообщает Вильгельм Рубрук посол Людовика IX, который посетил ту местность в 1253 г.
При раскопках некрополей городов Джамуката и Невакета были обнаружены захоронения христиан с серебряными и бронзовыми крестами. Известна и случайная находка нефритового креста на городище Красная речка. В музее г. Шымкента хранится каменная ступка, найденная на городище Торткольтобе. На ней изображены символы христианства — крест и голубь.
К выдающимся произведениям религиозного искусства и религиозной символики среднеазиатских христиан, тюрков по национальности, за период появления христианства в этих краях до конца XIV в., относятся кайраки — надгробные камни с несторианскими надписями и символикой. О существовании христианских общин в Семиречье свидетельствуют не только надмогильные сирийские надписи, но и согдийские надписи на керамике, на венчиках больших хумов для вина. На одном из них было написано: «Этот хум (предназначен) для учителя Яарук-Тегина. Мастер Пастун. Пусть будет он (хум) наполненным, аминь, аминь!». Слово «учитель» в этой надписи аналогично терминам тюро-согдийских эпитафий — «учитель наставник».
Заключительное «аминь» не оставляет сомнений, что Яарук-Тегин был руководителем христианской общины .
Таким образом, археологические и эпиграфические находки вкупе с данными средневековых источников показывают пути распространения христианства.
Теперь перейдем ко второй странице истории христианской миссии в Казахстане, которая открывает более близкое нам время – XIX в. Еще известный алтайский миссионер, архимандрит Макарий (Глухарев), начал интересоваться казахами во время своих кочевий. Есть данные, что уже в 20-х годах XIX в. в Святейшем Синоде ставился вопрос о создании Киргизкой миссии (казахов называли киргизами), время считалось благоприятным, целые аулы желали принять православную веру. В 1880 г. руководитель Алтайской миссии архимандрит Владимир (Петров) объехал район Семипалатинска и доложил Священному Синоду о необходимости миссионерства среди казахов. Он возглавлял Миссию с 1865 по 1880 год в сане архимандрита. В 1882 г. Синод позволил открыть Киргизскую (т. е. казахскую) миссию, как часть Алтайской, миссионером был назначен священник Филарет Синьковский. Он был начальником Миссии с 1865 по 1880 год в сане архимандрита, с 1880 по 1883 год в сане епископа Бийского . С 1895 г. Киргизская миссия стала самостоятельной, подчинившись Омскому епископу. В 1898 г. миссия имела центр в г. Семипалатинске и несколько миссионерских станов в округе. Деятельность священников-миссионеров состояла, прежде всего, в непрестанных миссионерских путешествиях по аулам с проповедью Евангелия на казахском языке, строительстве храмов, устроение миссионерских школ для детей новокрещенных, преподавания в которых велось на казахском и русском языках. Устраивались диспуты с мусульманскими проповедниками. В храмах миссии службы шли на казахском языке, на клиросах обычно пели по-казахски дети новокрещенных. Уже имелись переводы Нового Завета, жития святых, различных богослужебных песнопений. Перенимался опыт Алтайской миссии по созданию мужских и женских монастырей, которые принимали новокрещенных послушников и приучали их к христианской вере. Деятельность миссии прекратилась после революции 1917 г. в России. Но, к сожалению, сейчас нигде в официальных источниках нет и намека о православных христианах-казахах конца XIX – начала XX вв.
Из вышесказанного мы видим, что история ясно говорит нам о христианском прошлом казахского народа, что подверждается историческими фактами. Это также является прямым доказательством того, что христианство на протижении истории не было чуждым духу казахской нации и народов, живших на ее територии.
Список использованной литературы
1. Бируни. Памятники минувших поколений. - Избранные произведения Т.1. Ташкент. 1957.
2. Дресвянская Г.Я. Раннехристианские археологические памятники Мерва до арабского завоевания. Автореф. канд. дис.Таш.,1968.
3. . Даркевич В.П., Маршак Б.И. О так называемом сирийском блюде из Пермской области - СА. 1974.
4. . Владимир, митрополит Бишкекский и Среднеазиатский. Земля потомков патриарха Тюрка. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2002.
5. . Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. - Сочинения Т.2.Ч.2. М., 1964.
6 Борисова А.Я. К истолкованию изображения на биянаймайских оссуариях.- ТОВЭ .Т.".1940.
7. Хеннинг Р. Неведомые земли. Т.2, 1961-1963.
8. Ягодин В.Н., Ходжайов Т.К. Некрополь древнего Миздакхана.Таш.,1970.
9. . Кызласов Л.Р. Археологические исследования на городище Ак-Бешим в 1953-1954 гг. - Труды ККАЭЭ. Т. 2.М., 1953.
10 Ремпель Л.И. Некрополь древнего Тараза. - КСИИМК. Вып.69.1957.
11. Бернштам А.Н. Памятники старины Таласской долины. Историко-археологический очерк. А.-А., 1941.
12. Benveniste E. Notes sogdiennes . V. JA. T.239, 2. 1951.
13. Sachau E. Zur Ausbreitung des Christentums in Asien. B., 1919.
14 Tomas of Marga. The Book of Governors. Ed. by W. Budge. L., 1893.
15. Феофилакт Симокатта. Theopfylacti Simocatte Historiarum Ed. Carolus de Boor. Lipsiae. 1887.
16 Moule A. C. Christians in China before the Year 1550. l., 1930.
Бируни. Памятники минувших поколений. - Избранные произведения Т.1. Ташкент. 1957.С.330
http://www.usbekistan.ru/religion_1
Дресвянская Г.Я. Раннехристианские археологические памятники Мерва до арабского завоевания. Автореф. канд. дис.Таш.,1968 С.12).
Benveniste E. Notes sogdiennes . V. JA. T.239, 2. 1951 С 138-152
Sachau E. Zur Ausbreitung des Christentums in Asien. B., 1919 С.22
Tomas of Marga. The Book of Governors. Ed. by W. Budge. L., 1893 С 478-486.
Даркевич В.П., Маршак Б.И. О так называемом сирийском блюде из Пермской области - СА. 1974. С.26-30,
http://www.usbekistan.ru/religion_1
Хеннинг Р. Неведомые земли. Т.2, 1961-1963. С. 64-65
Феофилакт Симокатта. Theopfylacti Simocatte Historiarum Ed. Carolus de Boor. Lipsiae. 1887 5, гл.10
Moule A. C. Christians in China before the Year 1550. l., 1930. С. 305-306
Владимир, митрополит Бишкекский и Среднеазиатский. Земля потомков патриарха Тюрка. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2002. С. 84-85
Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. - Сочинения Т.2.Ч.2. М., 1964. С. 285
Борисова А.Я. К истолкованию изображения на биянаймайских оссуариях.- ТОВЭ .Т.".1940. С.60
Ягодин В.Н., Ходжайов Т.К. Некрополь древнего Миздакхана.Таш.,1970. С.146-150
Кызласов Л.Р. Археологические исследования на городище Ак-Бешим в 1953-1954 гг. - Труды ККАЭЭ. Т. 2.М., 1953. С.220-223
Ремпель Л.И. Некрополь древнего Тараза. - КСИИМК. Вып.69.1957. С.110
Бернштам А.Н. Памятники старины Таласской долины. Историко-археологический очерк. А.-А., 1941. С. 21-11, С.107-108
http://www.bestreferat.ru/referat-41069.html
http://altai.eparhia.ru/history/alt_mis/
Файлы для скачивания: